Спектакль о войне «Женя, Женечка и «катюша» на старооскольской сцене

Многие, наверное, видели фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» с обаятельным Олегом Далем в главной роли. Сейчас его достаточно часто показывают по разным телеканалам. В основу киносценария легла повесть «Будь здоров, школяр!» Булата Окуджавы, который ушёл на фронт со школьной скамьи и оставался на передовой до самой Победы. И киноповесть «Женя, Женечка и «катюша» во многом для Булата Окуджавы автобиографична. В центре её юный боец Женя Колышкин - вчерашний школьник, выросший в Москве на Арбате. Молоды в основном и другие герои. Неудивительно, что художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён Лосев, выбирая пьесу о войне, остановился именно на этом произведении. Спектакль был поставлен к 65-летию Великой Победы в прошлом мае. И с тех пор ни на одном представлении не было свободных мест. А недавно мы увидели его и в Белгороде. Но и это ещё не всё. В самое ближайшее время театр будет представлять этот спектакль в Москве на фестивале, посвящённом памяти Булата Окуджавы, чей день рождения совпадает с днём Великой Победы.

Спектакли по этой киноповести идут сегодня на многих театральных подмостках страны, в том числе и столичных. Но на фестиваль пригласили не москвичей и не петербуржцев, а городской театр из провинции. Есть чем гордиться! Тем более, если учесть, что чуть ли не половину ролей здесь исполняют студенты 4 курса Ярославского театрального института, обучающиеся на базе Старооскольского театра для детей и молодёжи.
Не скрою, узнав об этом, я несколько напряглась, поскольку не раз приходилось видеть, какая дисгармония царит на сцене в подобных экспериментальных работах. Студенты при всём своём старании всё-таки не дотягивают до профессионального уровня своих более опытных партнёров. А посмотрела старооскольский спектакль и поняла, как театру повезло с художественным руководителем. Семён Михайлович Лосев умеет в начинающем актёре рассмотреть искру таланта и воспламенить её для задуманной цели, не боясь идти подчас на риск. Вот и в «Жене, Женечке и «катюше» он доверил студентам не только массовые сцены или роли второго плана, но и роль главной героини Женечки Земляникиной, которую сыграла Екатерина Алексеева. И ничуть не потерялась в общем актёрском хоре.
Я не случайно вспомнила о хоре. Режиссёр создал такой рисунок спектакля, где все сосуществуют в едином ансамбле. Но при этом у каждого исполнителя своя партия, свой голос, даже когда один актёр перевоплощается на протяжении спектакля в совершенно разных персонажей. Скажем, Андрей Костиков появляется перед нами в прологе как наш современник, взывающий к священной памяти о тех, кто не вернулся из боя. А позже мы видим его в роли бравого полковника Караваева, не лишённого галантности в своих симпатиях к молоденькой связистке Женечке Земляникиной и мечтающего о том, как пойдёт после войны с женой в художественный музей смотреть картины старых мастеров. В другой сцене - он же, но теперь в образе фашистского генерала, придумывающего коварный план для русских «иванов», который, по счастью, срабатывает с точностью до наоборот благодаря смекалке Жени Колышкина. Понятно, что подобное «раздвоение» исполнителей - ход условный.
Но постановщик спектакля и не стремится к документальному восстановлению прошедших событий. Ещё в начале действия он предупреждает устами героев пьесы, что полная реконструкция военного прошлого, тем более на театральной сцене, сегодня просто невозможна. И предлагает юным зрителям включить воображение: представить себя на месте действующих лиц. Ведь многие герои «Жени, Женечки и «катюши» их ровесники. Идёт своеобразный диалог между сценическими персонажами и молодыми зрителями. И не только молодыми. Люди постарше с не меньшим интересом включаются в предлагаемые обстоятельства, смеются, сопереживают, волнуются за главного героя, то и дело попадающего в какие-то переделки, грустят о смерти его возлюбленной Женечки Земляникиной, погибшей чуть ли не в последний день войны. Оказывается, и комедии бывают с трагическим концом.
Впрочем, «Женю, Женечку и «катюшу» в постановке Семёна Лосева трудно назвать комедией в чистом виде. Хотя спектакль буквально фонтанирует юмором, столь свойственным произведениям Булата Окуджавы и Владимира Мотыля. И всё же границы жанра размыты. О чём свидетельствует и музыкальное сопровождение. Режиссёр выбрал две песни Окуджавы: «Капли Датского короля» и «Бери шинель, пойдём домой» - соединив, казалось бы, совсем несоединимое. Одна отправляет в романтический мир грёз, другая возвращает в реальность жесточайшей войны. Но именно в таком соединении несоединимого живёт на фронте воспитанный на французских приключенческих романах Женя Колышкин - в исполнении молодого и, как мне кажется, очень талантливого, перспективного актёра Петра Бежина. А для младшего лейтенанта Ромадина, замечательно сыгранного Павлом Ивойловым, Колышкин - «тридцать три несчастья». Никогда не знаешь, во что тот вляпается в очередной раз и чем это для него, Ромадина, обернётся: выговором, орденом или долгожданным повышением в звании. Ведь вчерашний школяр не только неисправимый книжный мечтатель, растяпа и дебошир, но и необыкновенно находчивый и мужественный боец.
Но, право же, будет несправедливым обойти вниманием игру других артистов, которые создали в этом спектакле яркие образы. И среди них - Сергей Лысенко, сыгравший немногословного, по-восточному мудрого майора Мушегяна; Сергей Скуридин - исполнитель роли простоватого, но по-крестьянски хозяйственного, исправного в своём солдатском деле Захара Косых; Алексей Солончёв - в роли сержанта Алексея Зырянова, самоуверенного в собственной неотразимости и при этом способного совершить настоящий мужской поступок во имя друга-соперника; аристократичный Зигфрид (артист Игорь Богатырёв)...
Признаюсь, давно я не радовалась такой яркой театральности, такой заразительной стихии игры, которая стирает все привычные условности, где практически в каждой сцене ликует режиссёрская изобретательность и актёрская самоотдача. И как хочется, чтобы «Женю, Женечку и «катюшу» увидели не только в Старом Осколе и Белгороде, но и в других районах области.

Ольга ИСТОМИНА
Опубликовано: 7.05.2011 в газете "Белгородсеие известия"

На это дело крепко надеюсь я