С белого листа

1 февраля Старооскольский театр для детей и молодежи отметил шестнадцатилетие. Отметил, как всегда, спектаклем: в малом зале, в камерной обстановке, давали «Жизнь Александра Пушкина. Лицей». Билеты были раскуплены за месяц, заняты оказались даже «приставные» стульчики. 7 февраля эту постановку увидели и зрители XIX Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, который проходит в Пскове. Принять в нем участие старооскольскую труппу пригласил известный пушкинист, актер, режиссер, поэт и прозаик, Лауреат Государственной премии РФ Владимир Рецептер.

- Открывает фестиваль спектакль Центр оперного пения Галины Вишневской, следующий спектакль - Рецептера, третьи - мы! - в словах и жестах главного режиссера СТДМ Семена Лосева сразу и волнение, и гордость, и радость, и сомнение.

- Каждая постановка - река, в которую нельзя войти дважды, - объясняет Семен Михайлович. - Откликнется ли сегодняшний зритель на спектакль? Ответ нельзя предугадать. Вчера было гениально, сегодня - провал.Это зависит не от игры, а от взаимодействия актеров со зрительным залом, «заразительности» - как раньше говорили.

Впрочем, старооскольская публика уже «заражена», надолго и неизлечимо. По словам Лосева, у СТДМ свой зритель уже давно: это и тот, который не пропускает ни одной премьеры, и тот, кто постоянно ходит на одну и ту же постановку, любимую. Но особую радость режиссер испытывает, когда человек приобщается к театру «через сопротивление»: первый раз привели, уговорили знакомые, а потом это становится душевной потребностью.

1 февраля пришли все свои. С цветами, добрыми пожеланиями и открытыми сердцами. Почему в этот день показывали именно «Лицей»? Может: юный Пушкин, и театр - тоже юный, шестнадцать как-никак?.. Семен Михайлович разбил наивное предположение вдребезги:

- Театр - как собака: для собаки 16 лет - это мало или много? Целая жизнь!  Через 15 лет поколение актеров исчерпывает себя, и театр умирает. Наступает мощнейший кризис. Но если ты вовремя воспитываешь новое поколение, то тогда жизнь театра продолжается. Не воспитав его, а просто пригласив выпускников театральных институтов, этого не добьешься - это будут разнородные люди, они не войдут в генную структуру театра. И мы все рассчитали с Ольгой Васильевной, директором театра, и успели вырастить с помощью Ярославского театрального института  несколько курсов студентов. В ЯГТИ они сдают общеобразовательные предметы, а у нас учатся мастерству, сценической речи, хореографии, вокалу, игре на музыкальных инструментах. И вот сегодня играет молодежь! Мы возродили «Лицей»: его создавало одно поколение нашего театра, а сейчас играет другое.

«Жизнь Александра Пушкина. Лицей» - не академический спектакль. Это - театрализованные документы. В голове не укладывалось: как можно играть биографию?! Актеры с первых минут объяснили:

- Мы будем играть, но не биографию. Биографы обычно ретушируют своего героя, а нас интересует не благонравный глянцевый, бронзовый Пушкин. И нам бы хотелось, чтобы и вас заинтересовал живой человек, а не иконописный лик поэта.

- Это не реальное отражение жизни, это рассказ.

- Игра в рассказ!

- Фантазия на тему...

- Монтаж документов!

- Да, но не только документов: слухов, сплетен и даже анекдотов.

Стоп! Какие актеры? В зале - уже приятели Пушкина, лицейские преподаватели и профессора...

-  Мы - современники поэта, и будем соревноваться в том, кто точнее помнит то или иное событие.

- И сразу договоримся: мы, современники Пушкина, близоруки. Мы - молва, и предположить не можем, что рядом с нами рождается великий русский поэт.

За Пушкина - Петр Бежин, молодой, но уже известный старооскольцам актер: успех ему принесла роль Евгения Колышкина в спектакле «Женя, Женечка и «катюша». В «Лицее» он не играет Пушкина, скорее - играет в Пушкина. Пушкина-егозу и «француза», вечно попадавшего в неловкие истории, и вечно - «в последний раз». Пушкина-скромника, убежавшего от похвал Жуковского, и Пушкина-бесстыдника одновременно. Пушкина, по-мальчишески пылко переживавшего вместе с друзьями неудачи в войне 1812 года. И Пушкина-насмешника, сыпавшего в 14 лет эпиграммами направо и налево.

«Романов и Зернов лихой,

Вы сходны меж собою:
Зернов! хромаешь ты ногой,
Романов - головою»,
-

сравнивает он двух тезок: императора и нелюбимого гувернера. И тут же эта эпиграмма, как и десятки других, расходится из уст в уста, шепотом... и живет уже 200 лет.

На три часа зритель «Лицея» попадает в атмосферу, в которой рос Пушкин, и в которой «лепился» его талант. В которой сформировались взгляды поэта и его лицейских товарищей - многие из них стали впоследствии участниками декабрьского восстания 1825 года. Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер - люди, о которых мы что-то слышали на уроках истории и литературы - становятся ближе и понятнее. Хотя... вопросов после спектакля появляется больше, чем ответов. И хочется узнать об этих людях больше. Появляется желание перечитать произведения Пушкина - после «Лицея» они воспринимаются иначе. Может, потому что эти стихи, поэмы, рассказы и сказки написал хороший знакомый, лицеист Саша?

- Это была наша цель - чтобы зрители узнали Пушкина «с белого листа», увлеклись им, - говорит Лосев. - Обратившись к документам, я понял, что это был очень живой и интересный человек, а вокруг него была такая атмосфера, которая не ушла, которая обязана у нас возродиться.

Теперь Старооскольскому театру предстоит открыть, казалось бы, уже известного поэта зрителям Пушкинского фестиваля. Семен Михайлович попросил гостей, пришедших на день рождения СТДМ, пожелать актерам успеха. На ответственное выступление отправится практически вся труппа.

- Мы выезжаем в эту невероятную поездку при помощи наших друзей, без их поддержки не смогли бы, - говорит Семен Михайлович. - Стойленский ГОК помог нам сделать копию декораций для выездного варианта спектакля, предоставил нам транспорт. Руководство комбината понимает наши проблемы с полуслова, и мы очень благодарны за помощь, за внимание, за заботу.

В день рождения театра, после спектакля, актеры Дмитрий Горбовский и Сергей Скоков были награждены Почетными грамотами от управления культуры Староосколького городского округа - «За высокий уровень исполнительского мастерства и великолепную актерскую игру». Почетной грамоты удостоена и концертмейстер Старооскольского театра Лилия Козлова.

Екатерина ЗАСОЛОЦКАЯ
Большая руда

На это дело крепко надеюсь я