Здешние-приезжие

Старооскольский театр для детей и молодежи продолжает показы прекрасных спектаклей по мотивам рассказов Василия Макаровича Шукшина. Вслед за аппетитным и остроумным «До третьих петухов», идут «Приезжие» - не менее искреннее и приятное глазу, сердцу и душе действо.

Стоит только задуматься - ведь никто так больше не расскажет романтику деревенской жизни, не покажет большие характеры жителей маленьких деревень. Нет ни у одного героя большей любви к родине, чем у героев Шукшина. Его можно читать, а можно смотреть и плакать от смеха, и задумываться над важными жизненными истинами, сидя на спектакле в зрительном зале.

Яркий свет, калина красная, могилки, слезы и стихи, вперемешку с голосом знаменитого Шукшина.  Начался рассказ. Именно рассказ, в спектакле. Все поэтично, неординарно. Трудно поверить, оглянувшись на свой город, что может и у нас есть такой широты люди. Как не с этого мира писано.

Мир Шукшина на сцене населяют разные характеры. Тут и интеллигенты-инженеры, местный забористый народец в старомодных фуражках и потертых тельняшках, модные барышни, и все как-то по-земному просто, а по-тетральному красиво и достоверно.

Порой до сумасшествия смешные герои встречаются в этом мире. Такие, что невозможно на них сердится, даже с высоты зрительного места. Люди, грустные и добрые, поступающие по совести и вопреки чувствам. Оторвавшиеся от корней деревенской жизни родственники, или сбежавшие заключенные, озабоченные государственной идеей люди - все они объединены магическими снами о родине, деревне, земле и родных. Всех их тянет к своему месту, но не все остаются. Каждый раз появляются здешние-приезжие, стоя с чемоданом в руках. И уезжают, гонимые жизненными ветрами.

Все герои Шукшина отстаивают одну верно-правильную для них мысль о порядке, душевном комфорте, важности близких и любимой малой родине. Вот, Павел Егорыч Холманский (актер Сергей Скоков) - бойкий веселый юноша, любовный страдалец в поисках идеальной жены. Или сумасбродно-душевный Степка (Алексей Солончев), вопреки канонам логики, бежавший из мест заключения на часок повидать свою деревню, так часто являющуюся ему во снах. Или Князев (Сергей Лысенко) с безумной идеей государственности, комично не вписывающийся в уклад жизненной обыденности.

Действие спектакля разворачивается на нижней малой сцене. Все -  от игры актеров  до их костюмов и декораций передает атмосферу чего-то понятно, вполне знакомого, целую шукшинскую вселенную - объемную, но очень уютную. А раскинувшаяся посередине сцены калина как символ вечной памяти, зрелости, любви, радости и горести. Недаром, через весь спектакль нередко проходит тема взросления, первой любви, крепкой братской дружбы, поиска надежды и идеалов.

Если за окном поют ветра в честь несколько отступившей весны - непременно посетите театр. Согреетесь душевно. А что еще нужно?

 

Юлия Губерна
газета "Ориентир"

На это дело крепко надеюсь я