Мальчик Мотл, будущий Шагал...

 

image002В январе в Ригу вновь приехал режиссер Семен Лосев, чтобы с молодыми актерами своей студии продолжить работу над новыми пьесами «А у нас во дворе» Михаила Задорнова, «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» Паула Зинделя и «Варшавская мелодия» Леонида Зорина. А молодые актеры между тем учатся заочно в Ярославском театральном и играют четыре-пять спектаклей в неделю, ведь у них в репертуаре уже шесть постановок. И как это они все успевают?

 

Театр начинается с...

Станиславский ошибался: театр начинается не с вешалки, а с чердака. Или с подвала. С какой-нибудь насквозь промерзшей за зиму комнатки, где с утра до вечера какие-нибудь ненормальные что-нибудь репетируют. А потом приходят зрители - пусть даже всего десять, двадцать человек - и сидят открыв рот. Если это так, значит, театр уже есть.
На пятом этаже культурного центра «Неллия», почти что на самом чердаке, начинается настоящий театр. У него пока что нет своего названия, но уже есть свое лицо и свои творческие лидеры - Семен Лосев и Игорь Куликов. Имеются и поклонники, к каковым корреспондент «Часа» себя с удовольствием относит. И потому отправился посмотреть два новых спектакля - «Мальчик Мотл» и «Эй, ты, здравствуй!», которые появились в репертуаре театра в нынешнем сезоне, не по долгу службы, а просто так, для того же удовольствия.
И не разочаровался. Было в этих спектаклях то, чем всегда отличаются постановки лосевской студии: юным актерам ставится задача, соответствующая их возможностям, но зато уж исполняют они ее со стопроцентной отдачей! Ни одной секунды никто на сцене не отбывает время. Каждый - от макушки до кончиков ногтей! - живет эмоцией происходящего. Даже если играет кошку, курицу или теленка.

 

Повесть о первой любви

Замечательные актерские работы в спектакле по пьесе Геннадия Мамлина «Эй, ты, здравствуй!». Тут всего два героя, но они абсолютно разные, все время умудряются дразнить друг друга и ссориться чуть ли не до драк. И конечно, в конце концов влюбляются друг в друга.

Машка и Валерка. Школьники на каникулах в южном городе на берегу Черного моря... Она деревенская девчонка, чуть ли не дурочка, странная, простоватая, нелепая, но добрая. Носит кофточки из секонд-хэнда, торгует на базаре цветами и малосольными огурчиками. Он умник и красавец, сын капитана дальнего плаванья и весь из себя, себе на уме. И тоже иногда дурак набитый...

image006Пьеса Мамлина обошла сцены множества российских ТЮЗов. Хоть ее и не назовешь гениальным литературным творением, но зато она абсолютно тюзовская. Это современная версия истории первой любви, которая в совершенстве подходит для подростковой аудитории. Главные роли играют Николай Шестак и Ирина Степанова, и они нашли настолько точные, без крупицы фальши интонации для своих героев, что незамысловатая простота литературного материала как-то сама собой сгладилась. И актерской игрой ребят восхищаешься по-взрослому, без скидок на их юный возраст.

 

Сто грамм юмора, двести грамм печали...

«Мальчик Мотл» - фантазия по произведениям Шолом-Алейхема. Когда-то, лет десять назад, постановку на эту тему Лосев делал со своими учениками из актерской студии при Русской драме, где тогда учились Игорь Куликов и Вероника Плотникова. Нынешний спектакль получился совсем другим, по-своему новым и неожиданным, но столь же азартным, ярким, живым и грустно-веселым.

image004Эх, до чего же все-таки здорово слышать со сцены текст, написанный великим писателем. Там каждое лыко в строку! В спектакле удалось передать фирменную для Шолом-Алейхема смесь печали и юмора, дозированную точно, как в аптеке. Хочется назвать эту печаль типично еврейской, да нет - она вселенская, всеобщая. Жизнь вообще печальна, независимо от графы в паспорте. Ведь болезни, бедность и наказания за шалости грозят каждому мальчику на планете, даже если его зовут не Мотл, а как-нибудь по-другому - Миша, например, Марис или Майкл.

Зато юмор, ах, какой роскошный юмор в спектакле. Он и в блеске реплик, и в неожиданных сюжетных поворотах, и в актерских шутках - гордясь собственной мудростью, старый печник снимает шляпу и демонстрирует публике свое «серое вещество», изготовленное из поролона, а весельчак доктор ловко, как фокусник, вытаскивает из-за пазухи длинную связку рецептов.

Но главную радость жизни источает сам мальчик Мотл - Николай Шестак. Прокатиться на теленке, облить чернилами соседскую козу... Да мало ли в жизни удовольствий! Ко всему прочему, он рисует. Сажей, мелом, красками - чем придется. В оформлении спектакля использованы мотивы картин Марка Шагала. Летящие над Витебском влюбленные, коровы с просвечивающими животами... Похоже, что когда мальчик Мотл вырастет, он станет великим художником.

image008Похоже, Николай Шестак станет хорошим актером. Ко всему прочему, у него есть редкое по нашим временам качество. Не знаю толком, как его назвать. Из современного русского языка как-то незаметно исчезли слова, его обозначающие. В общем, это ясное, сильное положительное начало, которым Николай вполне органично награждает своих героев. А вспомните-ка, когда вы последний раз видели на сцене положительного героя? А-а, ну то-то же.

 

 

Мая Халтурина ( Газета "Час")

На это дело крепко надеюсь я