АЛЕКСЕЙ СОЛОНЧЁВ

SOLONCHEVАлексей Солончев родился в 1983 году Старом Осколе, где на тот момент театра не существовало вообще. Никаких явных предпосылок к тому, что он станет актёром, не наблюдалось. В его семье не было представителей творческих профессий: дед по маминой линии Виктор Александрович проработал инженером на ЛГОКе, бабушка Вера Михайловна - учителем русского языка и литературы, мама Татьяна Викторовна - врач, отец Николай Александрович - водитель большегрузных автомобилей. Даже сестренка Лена в своих детских мечтах не представляла себя актрисой. Да и сам Алексей рос обычным пацаном, не мечтающим о лаврах артиста. Занимался дзюдо, играл в футбол, разве что в школе театральную студию посещал.

Так, однажды на традиционном смотре городских театральных коллективов, проходившем в Старом Осколе, Алексея заметил режиссёр Виктор Оршанский. Юношу, в то время ещё школьника, пригласили в театральную студию при Старооскольском театре для детей и молодёжи. Занятия в студии оказались ему настолько интересны, что когда в 2000 году он окончил школу, перед ним не стояло проблемы выбора профессии. Решил стать актёром, потому как в ином качестве себя не представлял.

Отправился на штурм столичных театральных вузов. Пробовал многие. Совсем немного оставалось для поступления в знаменитую «Щуку», но всё-таки не дотянул. Для уверенного в себе Алексея такой поворот событий стал неожиданным, тем не менее, парень не растерялся. Москва не поддалась, но оставались шансы покорить северную столицу, и Алексей их использовал. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) на факультет режиссуры и продюсерского мастерства. По словам Алексея, учёба ему была в удовольствие (гранит науки не грыз), он был захвачен учебным процессом под руководством    Заслуженной артистки России Натальи Ивановны Поповой, известной по фильмам «Врача вызывали», «Двенадцать месяцев», «Отцы».

На втором курсе в картотеке «Ленфильма» (куда вносятся данные всех студентов театральных вузов Петербурга) фотография Алексея Солончева привлекла внимание ассистентов режиссера Сергея Снежкина. И вскоре Алексей оказался на кинопробах. Ему была предложена роль трудного подростка Глеба в фильме «Женский романс». Алексею, который и сам рос задиристым пацаном, не сложно было вжиться в предложенный образ. В биографии Алексея Солончева открылась киностраница.  За дебютной картиной последовали  работы в сериалах «Убойная сила» и «Менты», в фильмах «Диверсант», «Знахарь», «Когда растаял снег», «В России идёт снег», «Случайная связь», «Озеро».

Пробы на бордюре

Особняком в этом списке  стоит роль Юргена в фильме «Озеро» французского режиссёра Филиппа Гранрье. Всё в этой работе, начиная с момента знакомства с режиссёром, было чем-то из ряда вон. Сказалась личность режиссера, большого оригинала с небольшим багажом работ (всего три вместе с «Озером»), известного в художественной среде как видеоартиста-экспериментатора.

Филипп лично приехал в Москву, чтобы найти актеров для своего фильма. Надо сказать, что все герои его картины оказались выходцами из других стран: из Бельгии, Чехии и России. У нас Филипп нашёл сразу троих актёров Дмитрия Кубасова, Виталий Кищенко и Алексея Солончева.

Когда Алексею впервые позвонили из актерского агентства с приглашением на пробы во французское кино, он подумал, что его зовут исключительно для массовости, дабы было из кого выбирать. Однако, представители французской стороны проявили настойчивость. В день, когда Алексей уезжал в Ялту на съемки фильма «Знахарь», ему была назначена встреча в Москве. В распоряжении Алексея была буквально пара часов. Но этого хватило, чтобы оказаться в проекте «Озеро».

Пробы проходили в одном из дворов Арбата. Перед Алексеем просто включили камеру и дали текст. Далее, казалось, всё должно было идти как обычно, но Гранрье постоянно вклинивался в съемку: «No play!», а переводчик уточнял - реагируй, но не играй. Так продолжалось около 40 минут. На протяжении всего этого времени Алексей не мог понять, попал он в образ или нет. Далее  перед ним поставили задачу таскать брёвна, ведь по сценарию герой Алексея, молодой человек по имени Юрген, ведёт образ жизни лесоруба.

Потом, в процессе работы с этим французом станет понятным, что «No play!» - шифр к разгадке личности Гранрье, приверженца максимальной достоверности в работе. Свои картины он снимает сам, ручной камерой, которая слегка дрожит, оживает и дарит ощущение того, что мы смотрим на происходящее глазами другого человека. Никакой игры. Все по-настоящему.

Гранрье последователь революционных традиций раннего, еще не убитого диалогами, кино, а потому в его фильме от силы звучат пятнадцать фраз. Так что французский язык Алексею учить не пришлось.

В целом работа получилась особенной, как и все творчество режиссера. Индивидуальность картины Филиппа Гранрье была отмечена специальным упоминанием жюри Венецианского кинофестиваля. 

Я никогда не сажусь на упавший сценарий...

Не может не вызывать уважения трезвый взгляд Алексея на свою профессию. Пожалуй, он является полной противоположностью бытующих стереотипов об актёрах. Абсолютно не суеверен. «Я никогда не сажусь на упавший сценарий, как это принято в театрах (в питерских театрах пошли ещё дальше и в подобных случаях не только садятся на сценарий, но и вспоминают пять известных лысых людей)», - рассказывает Алексей. Он не боится умирать в кадре и готов ради роли, если она того потребует, даже лечь в гроб, что, согласно актёрским предрассудкам, откровенный вызов судьбе. Его также не страшит перспектива заполучить репутацию актёра отрицательных ролей. Алексей признаётся, что психология зла ему интереснее. «Лучше сыграть одного злодея, чем пять положительных героев», - признается он. И вообще Алексей не считает  актёрское поприще чем-то особенным, просто кто на что учился, как говорится.

Равнодушен к славе. Конечно, наш собеседник не сталкивался с ней в полной мере, но, тем не менее, пережил в своей жизни моменты, когда приходилось передвигаться по улице с надвинутым на глаза капюшоном. Но на системе ценностей Алексея это никак не отразилоось. Есть стоящие приглашения - снимается, нет - подрабатывает дальнобойщиком. Тратит заработанные деньги не на имидж, а на дом в деревне, который строит вместе с отцом.  Думается, живи он в мегаполисе, всё было бы иначе - кусок пусть черствого, но актерского хлеба он себе всегда бы отыскал. Но это не в характере Алексея. Он очень выборочно относится к тому, что играет. Старательно избегает участия в ситкомах, т.к. подобный опыт нивелирует актёра, удешевляет его. «Я не хожу по кастингам, я хожу на пробы», - говорит Алексей и поясняет разницу, - «кастинги посещают те, кто торгует своим лицом в жажде заработать». На пробы актера приглашают, и за ним остаётся право нравственного выбора - участвовать в предлагаемом проекте или нет. К примеру, Алексею поступало предложение участвовать в молодежном сериале «Клуб» (МTV). Он отказался, зато принял приглашение от режиссера Ольги Столповской, т.к. ему понравился сценарий. В её фильме «Случайная связь» он играл хирурга. Актёр работал бесплатно (оплачивался только проезд до Москвы), исключительно ради интереса.  Алексей убежден: «Кино у нас будет только тогда хорошим, когда из него уйдут большие деньги, а останутся одни энтузиасты своего дела».

В кино приходят работать, а не дружить

В кино Алексей Солончев работал многими известными людьми (Владислав Галкин, Александр Лыков, Владимир Меньшов, Рената Литвинова, Андрей Краско и др.) Тем не менее, Алексей не афиширует факт знакомства с ними, т.к. не считает его чем-то из ряда вон.  «В кино приходят работать, а не дружить», - говорит Алексей. Да и тяжело представить развитие простых человеческих отношений в жестком ритме киносъёмок. События в кино развиваются вне хроноому чувству. Впрочем, известны и иные примеры, когда на съёмках рождается не только дружба, но и любовь. Но этот вариант событий для тех, кто безгранично поглощен профессией и не видит граней, где заканчивается выдуманная  жизнь. Алексей - реалист. Ему нравится работать кино, но он в нём именно работает.

И всё же кино для него вроде бонуса, а театр - базис. Образ, сыгранный на театральной сцене, выношен актером, словно дитя, он последовательно выстроен и выстрадан. Кино же требует моментального вхождения в образ, к  примеру, сцена, где Ромео умирает, в кино может быть снята раньше сцены, где он встречает Джульетту. Это требует особого склада актерского характера. Но Алексей может играть как по правилам кино, так и театра.

С 2005 он являлся артистом театра «Центр драматургии и режиссуры «Doc». О проведенном в этом театре времени вспоминает с теплотой. Острый формат «Doc», чьи спектакли нередко вводят в культурный шок, был ему по душе. В 2008 году Алексей стал обладателем премии за лучшую мужскую роль международного театрального фестиваля за роль дембеля Егора в спектакле «Герой».

В ноябре 2009 года Алексей Солончев вернулся в родные стены Старооскольского театра для детей и молодежи. Со столичных подмостков он безболезненно шагнул на сцену  провинциального театра, но провинциального не по сути. СТДМ, по мнению Алексея, живой, достаточно серьезный театр, а ему есть с чем сравнивать. Здесь свои сложности, но питерское воспитание держит на плаву. «Нас учили не на звёзд, а на артистов современного театра со всеми его проблемами», - рассказывает Алексей.логической последовательности, а потому не оставляют шанса «расцвести» настоящему человеческ

На сцене СТДМ самой яркой его ролью является роль Стёпки в спектакле «Приезжие» по В. Шукшину. Думаю, зрители, видевшие этот спектакль, сразу вспомнят этот взрывной образ. Интересен он и в роли Лёшки Зырянова в спектакле «Женя, Женечка и «катюша». По словам Алексея,  любимых ролей у него нет, каждая представляла особую ценность в определенный промежуток жизни.

Актёр не задавался вопросом, по какой причине именно на нём останавливали свой взгляд режиссеры. Сам он отмечает, что цеплялся за роль, когда находил в предлагаемом образе нечто сходное с собой. А значит, режиссеры угадывали за красивым точеным лицом твердый цельный характер, лишенный шелухи, присущей обычно людям публичных профессий.

                                                               Фильмография:  

  1. 1.Роль Глеба в фильме «Женский романс» режиссер Снежкин С.О. (Ленфильм 2002 г.)
    1. 2.Роль Жука в  сериале «Убойная сила» (серия «Бабье лето») режиссер Андрей Прошкин (младший) (Ленфильм 2003 г.)
      1. 3.Роль Сергея  в сериале «Менты» (серия «Горячие головы») режиссер Аксенов (Ленфильм 2003 г.) 4. Роль Алексея в фильме «Диверсант» режиссер Малюков А.И. (Мосфильм 2004г.)
        5.Роль старовера Алексея в фильме «Знахарь» режиссера Никифорова В.А. (Мосфильм, Менторсинема, 2006-2007 гг.)
        6.Роль Королева в фильме «Когда растаял снег» режиссёра Сергея Басина (Ленфиильм, 2008 г. )
        7.
        Роль инвалида в фильме «В России идёт снег» режиссера Н. Наумовой (Мосфильм, 2008 г.)
        8.Роль хирурга в фильме «Случайная связь» режиссера Ольги Столповской
        9.Роль Юргена в фильме «Озеро», режиссёра Филиппа Гранрье (MANDRAKEFILMS, Франция, 2008 г.) Фильм стал участником 65-го Венецианского  и 31-го Московского кинофестивалей.
      2. 10.Когда растаял снег - Игорь Королёв (2009)

11.Джокер - "Фюрер" (2010)
12.Случайная связь - эпизод (2010)
13.Братство десанта - Егор Гудков (2012)
14.Спартак - Ухо (2012)
15.Яхонты. Убийство (в производстве 2014)

 

Роли в нашем театре:
1.Л.Браусевич,И.Карнаухова "Аленький цветочек" - лес
2."Женя, а вы знаете..." песни на стихи Е.Евтушенко
3.А.Чехов "Три сестры" - призрак отца
4.Б.Окуджава,В.Мотыль "Женя,Женечка и катюша" - Лёшка Зырянов
5.В.Шукшин "Приезжие" (сборник рассказов) - Стёпка
6.С.Лосев "Жизнь А.Пушкина - Лицей" – Вольховский
7.А.Володин "Моя старшая сестра" - Володя

Роли текущего репертуара (малая сцена):
1.Б.Окуджава,В.Мотыль "Женя,Женечка и катюша" - Лёшка Зырянов
2.В.Шукшин "Приезжие" (сборник рассказов) - Стёпка
3.С.Лосев "Жизнь А.Пушкина - Лицей" - Вольховский
4.А.Володин "Моя старшая сестра" – Володя

                                                            

На это дело крепко надеюсь я